РАЗДЕЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ВИНЫ Есть такая вещь, как ответственность за вещи, которых ты не делал; за них можно быть в отве­те. Но нет такой вещи, как вина или чувство вины за вещи, случившиеся без твоего активного участия. Это очень важное замечание, заслуживающее того, чтобы произнести его громко и отчетливо во вре­мена, когда столь многие добрые белые либералы сознаются, что чувствуют вину за угнетение негров (текст написан в 1968 году - моё прим.). Не знаю, много ли еще в истории было прецедентов таких неуместных чувств, но точно знаю, что в послевоенной Германии, где сходная проблема возникла в связи с деяниями гитлеровского режима по отношению к евреям, возгласы «Мы все винов­ны!», поначалу звучавшие так благородно и подкупающе, на самом деле служили лишь тому, чтобы снять значительную часть вины с тех, кто действи­тельно был виновен. Когда все виновны, — неви­новен никто. Вина, в отличие от ответственности, обособляет; она может быть только личной. Она от­носится к поступку, а не к намерениям или возмож­ностям. Лишь метафорически можем мы говорить, что чувствуем вину за грехи наших отцов, нашего народа или всего человечества, короче, за деяния, ко­торых мы не совершали, хотя события вполне могут сложиться так, что нам придется за них поплатить­ся. И поскольку чувство вины, mens rea, или нечи­стая совесть, играет столь важную роль в наших правовых и моральных суждениях, пожалуй, мы поступим мудро, если воздержимся от подобных метафорических формулировок: воспринятые бук­вально, они лишь приводят к фальшивой сентимен­тальности, не позволяющей разглядеть настоящие проблемы. Ханна Арендт, 1968

Теги других блогов: право ответственность вина мораль